- Главная /
- Деятельность /
- Часто задаваемые вопросы
- Часто задаваемые вопросы
- Вопросы земельных отношений
- Порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей
- Оформление и заключение договоров аренды/купли-продажи земельных участков
- Информация о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения
- Извещения о предоставлении земельных участков
- Отказ от реализации преимущественного права покупки
- Новости, анонсы
- Информация о проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков
- Образование земельного участка или земельных участков из земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края
- Вопросы имущественных отношений
- Вопросы корпоративного управления государственной собственностью
- Вопросы приватизации государственной собственности
- Передача в аренду и безвозмездное пользование государственного имущества Краснодарского края
- Вопросы учета государственного имущества Краснодарского края
- Правовое и методическое обеспечение деятельности государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Краснодарского края
- Государственная кадастровая оценка
- Управление региональной игорной зоной
- Нормативные правовые акты обеспечивающие государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр
- «Горячая линия» по нелегальным игорным заведениям
- Выдача разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне
- Проверки организаторов азартных игр
- В помощь предпринимателю
- Государственные услуги (Функции)
- Нормотворческая деятельность департамента
- Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
- Нормативные правовые акты, изданные департаментом
- Сведения о нормативных правовых актах, признанных утратившими силу, признанных судом недействующими
- Порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, принятых исполнительным органом государственной власти
- Тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Законодательное Собрание Краснодарского края
- Установленные формы обращений, заявлений и иных документов
- Информационные и аналитические материалы
- Контрольно-ревизионная деятельность департамента
- Информация о результатах проверок, проведенных в департаменте
- Тексты официальных выступлений и заявлений
- Финансовая деятельность
- Реализация государственных программ
- Налогообложение от кадастровой стоимости
- Общая информация, нормативные правовые акты
- График обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования
- Информация об определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества
- Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость
- Информация о продаваемом государственном имуществе Краснодарского края
- Информация о неиспользуемых объектах государственного имущества Краснодарского края
- Доклад о результатах и основных направлениях деятельности
- Часто задаваемые вопросы
- Вопросы земельных отношений
- Порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей
- Оформление и заключение договоров аренды/купли-продажи земельных участков
- Информация о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения
- Извещения о предоставлении земельных участков
- Отказ от реализации преимущественного права покупки
- Новости, анонсы
- Информация о проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков
- Образование земельного участка или земельных участков из земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края
- Вопросы имущественных отношений
- Вопросы корпоративного управления государственной собственностью
- Вопросы приватизации государственной собственности
- Передача в аренду и безвозмездное пользование государственного имущества Краснодарского края
- Вопросы учета государственного имущества Краснодарского края
- Правовое и методическое обеспечение деятельности государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Краснодарского края
- Государственная кадастровая оценка
- Управление региональной игорной зоной
- Нормативные правовые акты обеспечивающие государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр
- «Горячая линия» по нелегальным игорным заведениям
- Выдача разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне
- Проверки организаторов азартных игр
- В помощь предпринимателю
- Государственные услуги (Функции)
- Нормотворческая деятельность департамента
- Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
- Нормативные правовые акты, изданные департаментом
- Сведения о нормативных правовых актах, признанных утратившими силу, признанных судом недействующими
- Порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, принятых исполнительным органом государственной власти
- Тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Законодательное Собрание Краснодарского края
- Установленные формы обращений, заявлений и иных документов
- Информационные и аналитические материалы
- Контрольно-ревизионная деятельность департамента
- Информация о результатах проверок, проведенных в департаменте
- Тексты официальных выступлений и заявлений
- Финансовая деятельность
- Реализация государственных программ
- Налогообложение от кадастровой стоимости
- Общая информация, нормативные правовые акты
- График обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования
- Информация об определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества
- Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость
- Информация о продаваемом государственном имуществе Краснодарского края
- Информация о неиспользуемых объектах государственного имущества Краснодарского края
- Доклад о результатах и основных направлениях деятельности
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
- предоставление земельных участков гражданам и КФХ
Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, а также гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности по специальной процедуре без проведения торгов в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей после поступления заявления о предоставлении участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности опубликование извещения о предоставлении участка, при отсутствии заявок от иных граждан – участок предоставляется без торгов заявителю.
Опубликование извещения о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка. Также извещение размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» по адресу www.torgi.gov.ru и на официальном сайте уполномоченного органа.
При наличии заявок от иных заинтересованных граждан, фермеров о намерении участвовать в аукционе – по результатам проведенных аукционов.
В случае проведения аукциона не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона извещение о проведении аукциона будет размещено на сайте www.torgi.gov.ru, а также в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
В соответствии со статьей 12.2 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532 – КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», которой установлено, что предельный максимальный размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в аренду или собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, должен составлять не более 200 гектаров.
В случае, если земельные участки будут использоваться крестьянским (фермерским) хозяйством для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры), предельный максимальный размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в аренду или собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не ограничивается и рассчитывается:
в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров;
в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара.
- предоставление земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ).
Статья 19.2 Закона № 101-ФЗ устанавливает, что земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей и право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло до 1 июля 2011 года, предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 вышеуказанного закона, за исключением положения о сроке подачи заявления о предоставлении земельного участка без торгов.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, земельный участок выделенный в счет земельных долей, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка.
Тезис: В связи с изменениями, внесенными в земельное законодательство, с 1 марта 2015 года продление действующего договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения стало не возможным. В соответствии с действующими требований закона требуется заключение нового договора. При соблюдении ряда условий, такой договор заключается без проведения торгов.
С учётом положений с пунктов 3-4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ с 1 марта 2015 года для продления арендных отношений необходимо заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Заключение дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам аренды таких земельных участков о продлении срока их действия в настоящее время не допускается (подпункт 31 пункта 2, пункт3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ).
Вышеназванными нормами предусмотрено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (за исключением арендаторов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства), имеют право на заключение новых договоров аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
При этом, пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено, что заключение нового договора аренды такого земельного участка в вышеуказанных случаях возможно при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Если срок договора истек, бывший арендатор утрачивает преимущественное право на заключение нового договора и может приобрети права на земельный участок в общем порядке (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ).
Вместе с тем, в отношении заключения новых договоров аренды с арендаторами земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, Земельным кодексом Российской Федерации установлен ряд особенностей.
Тезис: Земельный участок предоставляется без проведения торгов физическому лицу, обратившемуся с заявлением и приложенным к нему пакетом документов, в случае, если в отношении такого земельного участка подано единственное заявление заинтересованного лица. Когда подано 2 и более заявлений от разных лиц, проводится аукцион.
- предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.3 и подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства договор купли-продажи (аренды) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, при поступлении заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для вышеназванных целей уполномоченный орган обязан обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения (городского округа), по месту нахождения земельного участка и размещение извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предоставление земельного участка в аренду либо в собственность без проведения торгов (аукционов) допускается в случае, если имеется только одно заявление гражданина, заинтересованного в предоставлении такого земельного участка.
В случае, если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат утончению, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании земельного участка, которое является основанием для предоставления земельного участка без торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. В случае, если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, уполномоченный орган заключает с заявителем договор аренды или договор купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
При поступлении в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений должен принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 7 статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации). Схема 1.
- предоставление земельного участка для ведения личного (подсобного) хозяйства.
Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений. Тогда как полевой земельный участок предоставляется из земель сельскохозяйственного назначения и используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
В соответствии со статьями 23 и 86.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а также для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в рамках статей 39.11-39.13, 39.15, 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации.
В части предоставления земельных участков в границах населенного пункта необходимо отметить, что случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта осуществляется без проведения торгов с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Арендные отношения, определяющие порядок, сроки, условия и иные особенности заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы статьями 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности Краснодарского края, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Кроме того, с учетом положений подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в случае предоставления земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в соответствии с которыми продажа земельного участка либо его предоставление в аренду без проведения торгов (аукционов) допускается в случае, если после опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, заявления от иных граждан, заинтересованных в предоставлении такого земельного участка, не поступили.
Предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.
Тезис: предоставление земельного участка в первоочередном порядке требует подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий. Льгота состоит в предоставлении земельного участка в первоочередном, безаукционном порядке, но такое предоставление не является безвозмездным.
В рамках реализации гарантий, установленных положениями части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющей право инвалидов и семьей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков, постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее – Правила), в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства, в случае установления их нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановке их на учет в соответствии с установленным порядком и положениями Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм и положений жилищного законодательства Российской Федерации, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а только на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учёте или имеющих основания для постановки на жилищный учёт.
Предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей
(разработано на основании положений Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085 - КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»)
На территории Краснодарского края предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 26.12.2014 года № 3085 - КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, исключительно, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков.
Постановка на учет
Условия для постановки гражданина (одного из родителей), имеющего трех и более детей, (далее по тексту – Заявитель) на учет указаны в Приложении №1.
Для постановки на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, Заявитель подает заявление (см. форму заявления – Приложение № 2) в соответствующий орган местного самоуправления по месту жительства (список органов местного самоуправления Краснодарского края – Приложение № 3) о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление ему земельного участка (далее - учет), с приложением копий документов, указанных в Приложении № 4 (см. схему)
Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) сверяют представленные заявителем для постановки на учет копии документов с их оригиналами.
Органы местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия запрашивают сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из Государственного кадастра недвижимости, из похозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов об отсутствии у заявителя, другого (других) родителя зарегистрированных прав на земельные участки, предоставленные в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, предназначенные для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Орган местного самоуправления не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления о постановке на учет с приложенными документами, принимает решение о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке его на учет по основаниям указанным в Приложении № 5.
Решение о постановке на учет с указанием времени и даты постановки на учет или об отказе в постановке на учет выдается заявителю или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Датой и временем постановки заявителя на учет считаются дата и время подачи им заявления о постановке на учет.
Случаи, при которых гражданин, имеющий трех и более детей, состоящий на учете, может быть снят с него указаны в Приложение № 6 (см. схему).
В целях предоставления заявителям земельных участков в аренду соответствующие органы местного самоуправления формируют и не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя утверждают перечень земельных участков, поставленных на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящих на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее - Перечень).
В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 календарных дней не поданы заявления.
Предоставление земельных участков в аренду
Заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением земельных участков, указанных в Перечне, подает по месту проживания в орган местного самоуправления письменное заявление только на один земельный участок, указанный в Перечне, по форме согласно Приложению № 7
В случае подачи в течение 20 календарных дней с момента публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня нескольких заявлений от различных заявителей на предоставление одного и того же земельного участка заявления рассматриваются в порядке очередности постановки заявителей на учет. По истечении указанного срока заявления рассматриваются в порядке очередности их подачи.
В течение не более 30 календарных дней с момента регистрации заявления орган местного самоуправления проверяет заявителя на соответствие условиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, и принимает решение:
- о предоставлении земельного участка в аренду;
- об отказе в предоставлении земельного участка в аренду с обоснованием отказа.
Заявитель, по заявлению которого принято решение органом местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с более поздней постановкой на учет или поздней подачей заявления на предоставление земельного участка в аренду, имеет право на повторную подачу заявления на другой земельный участок, включенный в перечень.
Орган местного самоуправления не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия решения выдает заявителю под роспись или направляет заказным письмом с уведомлением копию принятого решения, а в случае положительного решения - с приложением трех экземпляров проектов договоров аренды.
Заявитель, в отношении которого принято решение о предоставлении земельного участка в аренду, должен в течение 30 календарных дней с момента получения проекта договора аренды обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации права на земельный участок и не позднее трех рабочих дней с момента государственной регистрации договора представить органу, принявшему решение о предоставлении земельного участка, один экземпляр зарегистрированного договора аренды земельного участка. В случае невыполнения данного требования решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка подлежит отмене с одновременной постановкой заявителя снова на учет с даты принятия решения об отмене.
Земельный участок предоставляется заявителю сроком на 20 лет.
Права по договору аренды земельного участка не подлежат переуступке третьим лицам (кроме детей, супругу или супруге).
Предоставление земельных участков в собственность бесплатно
В течение срока договора аренды земельного участка заявитель должен использовать арендуемый земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и разместить на нем индивидуальный жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. С момента возникновения права собственности на размещенный индивидуальный жилой дом у заявителя возникает право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, на котором он расположен. Для прекращения договора аренды заявитель подает заявление в орган местного самоуправления с приложением копии документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом, а орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в собственность бесплатно и прекращает договор аренды.
Тезис: правом на получение земельной доли обладали те лица, которые были включены в списки, составленные внутрихозяйственными комиссиями и утвержденные постановлением администрации района.
Приватизация земли в колхозах и совхозах Краснодарского края осуществлялась на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса».
В соответствии с положениями пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земель в общую долевую собственность.
Почему не были наделены земельными паями граждане, работавшие в хозяйствах, которые реорганизовывались по особым условиям с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства?
Согласно пункту 22 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисоводческие, плодоводческие, ягодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы (в том числе производящие консервированные панты маралов и пятнистых оленей) реорганизовывались по особым условиям с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 7 июня 1993 года № 206 «О перечне сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений края, реорганизация и приватизация которых проводится по «Особым условиям» постановления Правительства РФ № 708 от 4 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» утвержден перечень хозяйств, реорганизация которых проводилась при обязательном сохранении целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.
Почему лишали права на получение земельного пая пенсионеров колхоза/совхоза, проживающих за его пределами.
При реорганизации сельскохозяйственных предприятий учитывалось положение абзац 4 пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса», в соответствии с которым в списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно включаются работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях.
Почему могли быть нарушены права работников социальной сферы?
Тезис: Работники социальной сферы в обязательном порядке включались в списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, только после принятия постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708. До этой даты основанием для включения в списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, являлось решение коллектива хозяйства.
Безусловное право на получение земельных долей имели члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию. Работники социальной сферы наделялись земельными и имущественными паями только при наличии соответствующего решения коллектива хозяйства (пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»).
В соответствии с пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» в списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно включаются:
работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях;
лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).
Как выделить земельный участок в счет земельной доли?
Порядок выдела земельного участка в счет принадлежащей земельной доли регулируется статьей 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется, что соответствует пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и признано не противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 № 12-П.
Если вышеуказанное решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
В целях определения местоположения земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, собственникам земельных долей необходимо заключить договор подряда на выполнение кадастровых работ с кадастровым инженером (государственный реестр кадастровых инженеров размещен на официальном интернет-сайте Росреестра - www.rosreestr.ru).
Можно ли получить земельный пай сегодня?
Тезис: нет, так как действующее законодательство не предусматривает бесплатного наделения граждан земельными долями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 года № 912 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения» постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» и признаны утратившими силу.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Предоставление земельных участков в порядке, не предусмотренном земельным законодательством, не представляется возможным.
Как распорядиться земельным участком, находящимся в общей долевой собственности?
К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных статьями 12, 13 и 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности (статья 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.
Возможно ли наследование доли в праве общей собственности на земельный участок?
Тезис: да, возможно
В соответствии с положениями гражданского законодательства и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если право на земельный участок принадлежит нескольким лицам, – доля в праве общей собственности на земельный участок либо доля в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком).
Принадлежность наследодателю права на земельную долю, полученную им при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земель до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», по смыслу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при отсутствии свидетельства о праве на земельную долю, выданного по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» либо постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», удостоверяется выпиской из решения органа местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятого до начала применения Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Открытие наследства до вынесения в установленном порядке решения о передаче земель в собственность при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (либо после вынесения такого решения, но до выдачи свидетельства о праве собственности на земельную долю) не является основанием для отказа в удовлетворении требования наследника о включении земельной доли в состав наследства, если наследодатель, выразивший волю на ее приобретение, был включен в прилагавшийся к заявке трудового коллектива на предоставление земли в избранную им форму собственности список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, и не отозвал свое заявление.
При разрешении вопросов о праве наследодателя на земельную долю суд проверяет правомерность включения наследодателя в прилагавшийся к заявке трудового коллектива реорганизуемого колхоза, совхоза, приватизируемого сельскохозяйственного предприятия на предоставление земли в избранную им форму собственности список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", а также пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»), пунктом 7 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи (одобрены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев»). В указанных случаях судам надлежит также выяснять, была ли земельная доля внесена наследодателем в уставный капитал реорганизованной сельскохозяйственной организации.
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель Краснодарского края формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Краснодарским краем права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Земельные участки из фонда перераспределения земель Краснодарского края, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края используются могут использоваться арендаторами для следующих целей:
1) развития отрасли животноводства для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; рыбоводства;
2) производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур не менее указанных в статье 7 Закона Краснодарского края «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края»;
3) создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян;
4) сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных для обеспечения кормами сельскохозяйственных животных из расчета не менее 3 условных голов на 100 гектаров земельных участков для сенокошения и пастбищ.
Тезис: да, возможно, при соблюдении следующих нижеследующих условий
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков определяется в правилах землепользования и застройки, а именно в градостроительном регламенте, являющемся составной частью правил землепользования и застройки.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ, также осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Способы и порядок образования земельных участков установлены главой I.1. Земельного кодекса Российской Федерации.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Процедура утверждения схемы урегулирована административным регламентом по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденным приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 15 июня 2015 года № 686, который опубликован на сайте департамента diok.ru (https://diok.ru/activity/gosuslugi/).